1.5) Особенности интерфейса Надо сказать, что ДПС шедоу приста зависит от некоторых эддонов
1 - вам нужен ХОРОШИЙ таймер для дотов, есть 4 наиболее распространенных варианта:
а) ClassTimer - мой выбор, очень удобен в настройке и использовании, позволяет добавлять тракинг произвольных событий, как, например, тракинг баффа от различных тринкетов, а также отслеживания бафов спирит тапа, а также бафа от glyph of shadow.
б) Quartz (включить бафф модуль) - приемлемый таймер, но тут на любителя - отсутствует возможность фильтрации дебаффов, например, меня НЕ волнует сколько осталось на моем шедоу вивинг дебаффе или Misery
в) DoTimer - очень неплохой по набору возможностей траккер, но есть ряд минусов из-за которых я от него отказался:
- перегруженное меню, неудобен в настройке
- занимает достаточно большое количество в оперативной памяти
г) Sorren's Timer 3 - неплохой дот-тракер, но менее функционален, чем class/dot timer'ы.
2 - Помимо этого, любой рейдящий шедоу прист должен использовать агро метр, тут вариантов не много:
• ThreatLib + оболочка в виде Omen, Violation, Recount и т.д. - лично я предпочитаю Omen. Преимущества ThreatLib заключается в том, что он считает агро не только для одного моба, а для всех, кто находится с вами в комбате, эти эддоны используют новую механику подсчета агро, введенную с выходом Wrath of the Lich King.
3 - Помимо PEW PEW ZOMG DPS в рейде вам придется выполнять и повседневные задачи пристов, как, например, бафать фортитуд, шедоу протекшен или воскрешать людей, так что хорошие и компактные рейд фреймы вам не помешают. Я использую следующию комбинацию эддонов для этого: ora2 + Grid
2. ПВП
Сразу скажу, ПВП это ОЧЕНЬ субъективный аспект игры, и написать сколько-нибудь объективный гайд нельзя, так что данную часть я выстроил именно в виде FAQ'a по наиболее важным вопросам и постарался выразить свое мнение по каждому пункту непосредственно.
2.1) Предпочтительные расы
Выбор расы для приста в ПВП важен, наверное, более, чем для любого другого класса, так как помимо расовой абилки вы получаете еще и классовые заклинания.
Орда: предпочтительный выбор - Undead, Troll
1) Undead.
Я ставлю УД на первое место для ШП за орду по нескольким причинам:
- вашей главное задачей в пвп будет выдать как можно более сильный бурст ДПС по 1ной цели, в чем вам поможет 3тий дот - Devouring Plague
- помимо ДПС этот дот дает вам дополнительный хил, так как "танковать" на арене приходится зачастую именно шедоу присту.
- полезность WoTF в последнее время многими людьми недооценивается, но это все еще одна из самых сильных абилок в ПВП. И даже наличие ФВ у всех пристов не аргумент, т.к.
а) ФВ часто диспелится
б) накладывать ФВ имеет смысл только перед началом арены, выпрыгивать из ШФ ради перекаста ФВ - это непозволительная роскошь по мане.
в) Если вас фирят и вы снимаете фир (вотф или тринкет), то тем самым активируется диминишинг реторн, когда же вы имунны (ФирВард), диминишинг не активируется/обновляется.
2) Blood Elf и Троли
Про БЕ и тролей могу сазать одно, эти расы, как мне кажется, более подходят именно лечащим пристам, а не шедоу, но тем не менее, у БЕ пристов есть возможность дополнительного сайленса, а вот у троллей более хороший "букет" абилок, включающий -20% хилинг курс на цель(Hex of Weakness), шедоугард (не столь серьезный дамаг, но все же помагает против некоторых мили классов) и берсерк.
Но все же, по факту, ни у БЕ, ни у троллей нет абилки, позволяющей напрямую увеличить ДПС\выживаемость, либо добавить какого-либо рода контроль, так что по моему субъективному мнению для орды с точки зрения ПВП для Шедоу Приста оптимальным выбором является именно Undead.
Альянс: предпочтительный выбор - Dwarf, Night Elf
Для альянса ситуация с выбором расы для шедоу приста, ориентированного на ПВП, кардинально изменилась с выходом патча 2,3.
Если до 2,3 в ПВП доминировали дварфы, то после последних изменений Night Elf'ы получили серьезный бафф.
1) Dwarf
Есть несколько весьма сильных аргументов в пользу данной расы:
- Stoneform - пояснять, думаю, не стоит: стонформа не только облегчает жизнь против физ дамагеров, но и позволяет снимать яды, что не доступно другим не дварф пристам.
- Desperate Prayer - с самыми последними измнениями выход из шедоуформы больше не "включает" глобальный кулдаун (ГКД), соответственно, если наступает критическая ситуация на арене, можно достаточно быстро поднять свое ХП кастом Desperate Prayer + Prayer of Mending (по очереди естественно)
- Chastise - 0,5 сек каст ХОЛИ спелл, который наносит небольшой дамаг (около 500) и накладывает incapacitate эффект на 2 секунды - для ШП это НЕ так актуально т.к. любой дот снимает этот "стан" почти моментально, да и помимо всего прочего использовать этот спелл в шедоу форме нельзя - надо выходить, соответственно данный спел более подходит для холи или дисц пристов.
2) Night elf
- Elune's Grace - 15 секундный бафф, снижающий шанс попадания по вам мили или ренж атак.
- Shadowmeld - может показаться, что данная абилка не так полезна на аренах, но это не так. Из личного опыта могу сказать, что грамотный эльф может очень легко убежать и отпиться, если бой затягивается и он не под фокусом.
- Starshards - дополнительный ИНСТАНТ ДОТ, который позволяет увеличить ДПС, да еще и стоит 0 маны - отличный выбор для ШП.
3) Хуманы и Драенеи - эти расы более подходят для ПВЕ\ПВП хила, для ШП они не так актуальны.
2.2) Профессии В случае с ПВП шедоу пристами нет никакой критичности в выборе профессии, но если рассматривать наиболее предпочтительный выбор, то это будет
а) Инженеринг. (ВОЗМОЖНО вы найдете применение отдельных вещей в условиях арены, например, пояс, дающий шилд или дестракшен холо гуглс... Некоторые бомбы, гранатки могут быть поллезны в БГ или аутдор ПВП
б) Энчантинг (да, да, все те же 24 спелл дамаги)
2.3) Билды
Для ПВП существует достаточно большое количество вариаций билдов, но в большинстве случаев шедоу ветка выглядит следующим образом: http://www.wowhead.com/?talent=bZZVMGdMtRhtVo
Как вы видите, все достаточно логично, но у многих возникает вопрос, а точнее заблуждение о том, что для ПВП надо брать талант Shadow Power. Постараюсь объяснить: любой, кто ходит на арены, старается достать как можно большее количество резильенс (Resilience) вещей, и шанс понижения критического удара/спелла будет уже около 5-7%, что практически полностьюнивелирует ваш базовый крит и крит от вещей. Помимо этого, ДАЖЕ если у вас пройдет крит, то его величина против игроков среднего уровня (300-350 рези) будет только 130-135%, что чрезвычайно слабо, и, соответственно трату поинтов на этот талант я считаю бессмысленной.
Итак, с шедоу веткой все более-менее понятно, но остается вопрос: как же распределить последние 20 талантов? Посмотрим на альернативы:
Дисц ветка:
Unbreakable Will 5/5 - без комментариев, резисты станов\фира\сайленса чрезвычайно полезны на аренах
Martyrdom 2/2 - так как у нас нету защиты от интеррапта при касте оффенсив спелов, матирдом является единственной возможностю нормально кастить под милишниками или хантами, но полезность данного таланта снижается с повышением вашего резильенса, но криты все же проходят, хоть и редко.
Inner Focus - тоже несомненно один из мастхев талантов, позволяющий увеличить вашу эффективность, а для андедов это возможность экономить 900 маны при касте ДП.
В тир3 для ПВП целей Absolution(3/3) > Meditation - Манарегена в вашем ПВП гире практически нет, за счет отсутствия спирита, а спамить диспелы в условиях арены вам придется очень много, а значит и маны с абсолюшеном вы сэкономите намного больше, чем может вам нарегенить медитейшен.
По поводу т4 стоит выделить Mana Burn (2/2) - как ШП вы, конечно, не будете его так часто использовать, т.к. зачастую от вас нужен в первую очередь ДПС, но при "битве хилеров" выиграет именно команда, которая сожжет ману противника быстрее. Иметь данный талант стоит.
Еще стоит отметить, что в т2 особого выбора талантов у нас нет, и наиболее целесеобразным вложением поинтов я считаю сайлент резолв (4 или 5/5). Имп фортитуд достаточно бесполезен, т.к. вы получаете +300 ХП от этого баффа, который в 70% игр будет отдиспелен, и за это вы "платите" 2 таланта.
Следует отметить, что ваш билд будет зависеть от того, в какой команде вы собираетесь его использовать, так, если вы планируете играть в 5в5 дпс команде (4дпс+1хилер), то ваш выбор падет на вложение дополнительных поинтов в имп. майндбласт для увеличение вашего бурста:
http://www.wowhead.com/?talent=bxLMu0MZZVMGtMtRhtVo
для 2в2 и 3в3 команд будет полезным иметь Healing Focus (2/2), т.к. ситуации, когда вам приходится выходить из ШФ и лечить не так редки. http://www.wowhead.com/?talent=bxLMu0MZbZVMGuMtRhtVo
Некоторые могут попробовать билды с использованием имп шилда или имп инер фаера, но как показывает практика... никакого заметного прироста в выживаемости вы не заметите =\ Хотя с низким резильенсом и стаминой возможно есть смысл воспользоваться, например, этим билдом: http://www.wowhead.com/?talent=bxLGu0MZZVMGdMtRhtVo
2.4) Одежда
Создавая свой сет для серьезного ПВП (Arena), вам необходимо задумываться прежде всего о своей роли в группе. А роль будет следующая: "дамагающий танк"... и даже не столько первое, сколько второе. Играя на любом уровне, ШП будет первой (или одной ИЗ первых, если речь идет о 5в5) целью для опонентов. Именно поэтому вам надо сочетать максимальную выживаемость с как можно более высоким спелл дамагом, т.к. большая часть вашего ДПСа будет исходить именно от дотов, ибо под постоянным фокусом, нормально подамагатать вам не дадут.
2.4.1) Основные статы:
Приоритет должен быть таков: Resilience > (Shadow)spell damage > Stamina > Int
Вы всегда должны стараться максимизировать резильенс, это залог выживания от бурст дамаги на аренах.
Спелл дамаг я ставлю немного выше по приоритету, чем стамину потому, что для себя я поставил следующую планку: я не должен иметь менее 950-1000 шедоу дамаги в полном пвп сете, иначе полезность от вас как от ШП существенно падает. Ваш бурст (МБ/СВД) должен все еще оставаться бурстом, а не превращаться в комариный укус.
Необходимость стамины, думаю, обосновывать не стоит, т.к. ХП мало не бывает, НО не стоит так же забывать об интеллекте, т.к. в погоне за другими статами вы моете опуститься до непозволительно низких показателей маны, старрайтесь, чтобы маны было не меньше 9к.
2.4.2) Что касается выбора камней, тут все достаточно просто:
Мета: Powerful Earthstorm Diamond - единственно верный выбор из-за вменяемых требований к его активации, а также пассивным бонусам (стан резист и 18 стам).
Mystical Skyfire Diamond - это не лучший выбор в ПВП, т.к. с недавними изменениями ввели скрытый кулдаун на его прок 45 секунд, соответственно прокать в ПВП он будет в самый неподходящий момент. Про крит в ПВП для ШП я писал выше, соответственно и метагем на крит брать - не вариант.
О бонусах: В некоторых вещах ИМЕЕТ смысл доставать дополнительные бонусы, прежде всего, я говорю здесь о резильенс бонусах (в кусках нашего арена сета).
Но иногда бывают и другие хорошие бонусы, получить которые будет полезно, например, Vindcator's Pendant of Dominance имеет желтый сокет и 3 стамины как бонус за активацию. Соответственно, вставив сюда Mystic Dawnstone вы получите8 рези и 3 стамины.
Вообще, вам стоит ориентироваться на 3 основных гема для ПВП вещей:
1) Mystic Dawnstone или его эпик альтернативы Sublime Mystic Dawnstone(награнд), Mystic Lionseye
т.к. резильенс это наше все =) и пихать в сокеты стоит именно желтые гемы, где это возможно и наиболее выгодно.
2) как вариант, если существует нехватка в стамине, можно обратиться к следующим гемам:
Steady Talasite, но, как я уже говорил выше, синих сокетов у нас в гире нет, а в желтые целесеобразнее вставлять именно желтые камни.
3) В красные сокеты лучше всего вставлять либо
Glowing Nightseye, либо его эпическую альтернативу Glowing Shadowsong Amethyst
дает вам стамину и возможность активизировать сокет бонус на некоторых вещах, например шапка или чест гладиаторского сета.
2.4.3) Вещи и энчанты
Теперь непосредственно к вещам и энчантам.
Близзард не были столь добры к нам, давая нам возможности выбора... В реальности идеальный сет существует 1 с небольшими вариациями по вашему предпочению. Прежде всего, я говорю о всех доступных хонор и с3 вещах.
Итак, в идеале мы собираем полный арена с3 сет (http://www.wowhead.com/?search=vengeful+gladiator%27s+satin):
Vengeful Gladiator's Satin Hood + спелл дамаг энчант http://www.wowhead.com/?item=29191
Vengeful Gladiator's Satin Gloves + 20 spell damage
Vengeful Gladiator's Satin Mantle + aldor/scryer shoulder enchant
Vengeful Gladiator's Satin Robe + 15 resilience enchant (http://www.wowhead.com/?spell=34050)
Vengeful Gladiator's Satin Leggings + Runic Spellthread
+ Хонор вещи:
• Пояс: Vindicator's Dreadweave Belt
• Ботинки: Vindicator's Dreadweave Stalkers + Boar's Speed enchant (+9 sta, Minor runspeed increase)
• Браслеты: Vindicator's Dreadweave Cuffs лично я предпочитаю +15 спд, так как стараюсь оставаться на уровне в 1к спелл дамаги, но не менее хорошим выбором будет использование +12 стамина энчанта
• Кольца:
1) Vindicator's Band of Dominance + 12 spell damage (энчантеры)
2) Veteran's Band of Dominance + 12 spell damage (энчантеры)
• Тринкеты:
1) Medallion of the Horde - комментарии излишни, это просто мастхев для серьезного пвп
2) на слот второго тринкета притендуют несколько, но наиболее целесеобразный выбор, как мне кажется, будет следующим: Battlemaster's Audacity - он дает пассивный бонус дамага (достаточно серьезный, надо сказать) и зачастую очень полезный эффект при использовании... позволяет выжиь в 5на5 достаточно часто, когда противоположная команда начинает фокусить вас.
Итак, подходя к выбору одежды, прежде всего думайте на сколько большим будет апгрейд для вас в тех или иных статах. Так, например, я не буду использовать с3 штаны, потому как те, которые я сейчас использую (ПВЕ - Leggins of Devastation) дают мне очень много дамаги, и, потеряв ее, я не смогу быть на том уровне shadow damage, что я запланировал.
2.5) Особенности интерфейса
1 - как и в ПВЕ, вам НЕОБХОДИМ хороший ДОТ таймер. Для ПВП важно отслеживать ваши доты и дебаффы на всех целях сразу и тут я бы порекомендовал использовать:
а) DoTimer или
б) NECB, о преимуществах и недостатках которых я говорил выше.
2 - кастинг бар все еще актуален и альтернативы Quartz пока нет (IMHO).
3 - Нужен хороший эддон, который помогает вам замечать важные для вас баффы и дебаффы как на цели, так и на себе, здесь мой выбор таков: Parrot - скролинг комбат текст эддон с превосходным функционалом, который позволяет настраивать пользовательские ивенты, например можно выводить на экран "DO NOT DISPELL YOURSELF" , когда на вас накладывают УА.
4 - Вам нужны хорошие Юнит фреймы. Это зависит от личных предпочтений, но я фанат следующего эддона: Pitbull - возможность настройки ограничены только вашей фантазией достаточно часто обновляется и очень стабилен.
5 - Также стоит обзавестись хорошими enemy frame'ами для арены, так как в гуще событий зачастую бывает трудно в ручную затаргетить, например, хилера и повесить сайленс в нужную секунду.
а) Proximo (http://files.wowace.com/Proximo/) - мой выбор - прекрасно настраиваемые фреймы+ система оповещений, также очень хорошо видны таргеты игроков противоположной команды и их мана, что не маловажно.
б) Gladiator - я его не использовал, но по документации возможностей меньше, чем у проксимо, но и в использовании он, видимо, полегче.
6 - Полезно иметь эддон, который позволяет идентифицировать короткие баффы на цели, например, когда рога использует КЛОС , вы видите на эране бар с обратным отсчетом данного баффа.
с Этим спавляется а) NECB или б) Antagonist
2.6) Особенности ведения боя
Комментарии по данному пункту я могу делать только зная сетап с которым вы собираетесь играть на аренах.
есть несколько важных аспектов, о которых надо не забывать при выборе команды:
2в2:
Для Шедоу приста НЕПРИЕМЛЕМЫ команды с хилером. Т. е. при формировании 2в2 команды исходите из того, что вам надо найти еще 1го ДПС.
Наиболее сильные/популярные связки:
1)рог + ШП - весьма сильный сетап, но ошибаться нельзя, т.е. контроль должен быть всегда на 100% отработан, т.к. время здесь работает против вас.
2)фрост маг + ШП - тоже достаточно сильная команда для 2на 2 за счет контроля мага ШП сможет избегать фокуса трудности могут возникнуть с манадрейн тимами.
3)УА варлок + ШП - этот сетап достаточно стандартен, но для него существует очень много "контр-комбинаци", которых, к сожалению, подавляющее большинство на высоком рейтинге, например, рога+друид, друид+сл/сл варлок и т.д., то есть команды, которые могут безболезненно пережить ваш бурст.
4)ШП + Хант - с последними баффами хантов они превратились в одного из лучших партнеров для ШП: отличный бурст, ютилити, которые сочетаются с хорошим крауд контролем.
3в3
И здесь выбор сводится к нахождениюДД. Смысл в том, что ШП в затяжных боях имеет проблемы с маной, соответственно выбирать команду надо из расчета на то, что вы хотите, чтобы ваши матчи длились как можно меньшее количестве времени. Каких-то конкретных команд я здесь приводить не буду, но обратить внимание стоит на следующие классы Фрост маг, Рога, Элементал шаман.
Надо сказать, что 2дпс+1хилер сетапы с участием ШП работают тоже достаточно неплохо. Из хилеров я бы советовал дисц приста, либо рестор шамана, если 3тий игрок - рога.
5в5
Здесь наш выбор опять же ограничен:
Единственный сильный сетап, в котором очень нужны ШП - это 4+1 (ДПс+Хил, соответственно)
Состав ДПС может варьироваться, но костяком группы должен быть все же фрост маг (хороший КК против мили и хилеров)+ Варриор (МС)
Хилером стоит брать либо паладина (т.к. спасать вас придется достаточно часто при помощи БОПа), либо Дисц приста (по той же причине с ПС). Прист или паладин способны также избавить вашего вариора от КК противоположной команды.
Данный костяк команды был приведен в пример, т.к. это один из наиболее популярных сетапов в 5в5, но это не значит, что вы не можете использовать другие классы:
Например, команда, состоящая из роги,фрост мага, ШП, элементал шамана и друида как хилера представляют из себя очень конкурентоспособную 5в5 команду.
Итак, говоря о ведении боя прежде всего вам хочу сказать: ЗАБУДЬТЕ свои ПВЕ привычки. ВТ кастовать постояно НЕ надо, лучше кастнуть МБ лишний раз , чем ВТ. Соответственно вашим оновным оружием будет
а) СВП,
б) МБ,
в) ВТ, когда вы находитесь не под фокусом
г) МФ - рассматривается не столько как дамаговый спелл, а спелл для крауд контроля, например, замедление убегающего хилера.
Приучите себя использовать фокус таргет и сделайте макрос для сайленса. Перед началом боя обязательно оговорите с партнерами, какого хилера вы контролируете, в нашей команде я обычно фокусирую приста, либо друида. Т.е. после начала битвы, когда вы увидели противника впервые, вы быстро разбираете кто что контролирует, выставляете фокусы.
Код:
#showtooltip Silence
/stopcasting
/cast [target=focus,modifier:shift] Silence
/cast Silence
соответственно при нажатии на бинд вы сайленсите таргет, а при нажатии на тот же бинд с шифтом- фокус таргет.
Нужно очень четко отслеживать ситуацию с Паладинами/фрост магами, если вы фокусируете их, то следует, своего рода, ПРЕкастовывать Масс диспел.
Да и вообще, диспел приста это достаточно серьезное оружие на аренах, прежде,чем начинать дамагать кого-то следует полностью отдиспелить все его баффы, чтобы в случае БОПа или БОФа на цели моментально его снять. Особенно налегать на диспел стоит во время игры против команд с рестор друидом.
Старайтесь кидать шилды и помогать вашему хилеру вытащить игрока, которого фокусят (в большинстве случаев это будете вы, но все же...).
В 2на2используйте ваш фир как еще 1 способ интеррапта хила, не стоит сливать его "просто так, лишь бы что кастнуть".